Музалева Анастасия Владимировна, воспитатель
Методика заучивания стихотворенийМетодика заучивания стихотворений
Выполнила: Музалева Анастасия Владимировна Южно-Сахалинск 2017
Содержание: Глава 1. Методика заучивания стихотворений. 4 Глава 2. Практическая часть. 11 2.2 Конспект НОД по заучиванию стихотворения в средней группе (метод мнемотехника) 16 2.3 Конспект по заучиванию стихотворений в старшей группе М.Познанской "Снег идет". 19
ВведениеНа протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Цель контрольной работы – изучить особенности методики заучивания стихотворений в детском саду. Глава 1. Методика заучивания стихотворенийВ методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить. Характерной чертой памяти маленьких детей является ее механический характер. Но даже трехлетние малыши обнаруживают смысловую память, которую необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно довести до сознания детей смысл произведения, заранее готовить их к восприятию. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Как уже говорилось выше, воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность. Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию, которая раскрыта выше (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.). При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи: 1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. 2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму. Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность». Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Построение занятия по заучиванию стихотворения. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».) После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: «Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей» Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок. В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. Конечно, длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый). Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме. Глава 2. Практическая часть2.1 Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» (младшая группа)Цель: Помочь детям запомнить стихотворение А. Барто «Кораблик», учить выразительно читать его. Задачи: • Обучающие: способствовать формированию умения понимать смысл художественного произведения, умения определять тему рассматриваемой картины, называть явления и действия происходящие в ней, совершенствовать выразительность речи, диалогическую речь, продолжать расширять и обогащать словарный запас. • Развивающие: способствовать развитию памяти через заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы; • Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе. Предварительная работа: рассматривание картин о весне, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке. Словарная работа: матросская шапка, по пятам, капитан. Ход занятия Дети сидят за столами. Воспитатель: Доброе утро, дети и гости, Всех улыбнуться сегодня мы просим! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера! (Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями и занять свои места, обратить внимание на посадку детей). Воспитатель: -Какое сейчас время года? Ответ детей: -Весна. Воспитатель: -Правильно, дети, весна. Сегодня мы поговорим об этом времени года. А чтобы разговор наш был интересным, я кое-что приготовила для Вас. (Достает красочную коробку). - Хотите узнать, что в этой коробке? Ответ детей: - Да. (Воспитатель достает картину). Воспитатель: - Что вы видите на этой картине? Ответ детей: (солнышко ярко светит….). Воспитатель: -Дети посмотрите, какое время года изображено на картине? Ответ детей: - Весна. Воспитатель: - А как вы догадались, что это весна? • Какое небо на картине? (голубое, чистое). • Как светит солнышко весной? (ярко). • Почему тает снег? (потому что светит солнце). • Что делают дети? (играют, пускают кораблики). • Откуда берутся ручьи? (снег тает, бегут ручьи). • Что вы видите еще на картине? (прилетели птицы, дети пускают кораблики). Воспитатель: - Весна это очень красивое время года, когда природа просыпается после зимнего сна. Многие писатели написали о ней свои произведения. Вы любите стихи? Какие стихи вы любите? Ответ детей Воспитатель: - А в моей коробочке есть замечательная книжка. Ее написал детский писатель А. Барто. Хотите, посмотрите на нее? Ответ детей: - Да. Воспитатель: - Больше всего, мне в этой книге нравится стихотворение «Кораблик». - Послушайте его. (Воспитатель зачитывает стихотворение). Воспитатель: - Дети вам понравилось стихотворение? Ответ детей: - Да. Воспитатель: - Какое оно грустное или веселое? Ответ детей: - Веселое. Воспитатель: - Почему веселое? Ответ детей: - Дети играют им весело. Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение? Ответ детей: - О весне. Воспитатель: -Почему вы так думаете? Ответ детей: - Дети пускают кораблики. Воспитатель: - О ком это стихотворение? Ответ детей: - О мальчике, лягушках. Воспитатель повторно читает стихотворение. Словарная работа. Воспитатель: - Дети вы знаете, что такое матросская шапка? Кто ее надевает? Ответ детей: - Матросы. Воспитатель: Матросы это те, кто служит на корабле. А в моей коробочке есть настоящая матросская шапка (достает ее). Хоровой повтор слова. Воспитатель: - А как вы понимаете слова «и скачут лягушки за мной по пятам»? Ответ детей: - Наступает на пятки, идет близко. Хоровой повтор. Индивидуальный повтор. Воспитатель: - Кто такой капитан? Ответ детей Воспитатель: - Капитан, самый главный на корабле. Хоровой повтор слова. Воспитатель: А теперь я прочитаю это стихотворение еще раз, кто хочет, тот может повторять вместе со мной. Воспитатель: -А теперь мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста, все, слушайте внимательно и смотрите на меня. И повторяйте за мной движения. Физминутка. Солнце, солнце высоко! (руки тянут вверх) Нам от солнышка тепло. (поглаживание руками по лицу) Тает снег от лучей (приседание, Звонко побежал ручей (показ руками в стороны перед собой, Вы за ручейком бегите (бег на месте, Лужи все перешагните (шагают на месте). (Воспитатель предлагает детям занять свои места). Воспитатель: А давайте посмотрим, что же еще осталось в моей коробочке. (Воспитатель достает мнемотаблицу). Посмотрите, какие интересные картинки. Они помогут нам запомнить и рассказать стихотворение о кораблике. (Смотрите и слушайте внимательно) Чтение стихотворения по мнемотаблицы Воспитатель: А теперь давайте поговорим по этим картинкам. Вопросы на последовательность с хоровым повтором каждой строчки стихотворения: Воспитатель: - Что это? Ответ детей: - Матросская шапка. Воспитатель: - Что в руке у мальчика? Ответ детей: - Веревка в руке. Воспитатель: - Что тянет мальчик? Ответ детей: - Кораблик. Воспитатель: - По какой реке тянет кораблик? Ответ детей: - По быстрой реке. Воспитатель: - Кто скачет за мальчиком? Ответ детей: -Лягушки. Воспитатель: - О чем просят лягушки? Ответ детей: - Прокати капитан. Чтение стихотворения с желающими детьми Воспитатель: -А кто хочет примерить матросскую шапку и рассказать стихотворение? (Ребенок рассказывает с опорой на таблицу). Воспитатель: - Молодцы дети. Мне сегодня очень понравилось у вас в гостях. Вы очень умные и воспитанные дети. Особенно мне понравилось как вы рассказывали стихотворение по картинкам, это. очень интересно рассказали о весне …А напоследок я предлагаю вам заглянуть в мою коробочку и посмотреть что же там осталось еще? Эти кораблики приготовили для вас в подарок ребята из моего детского сада Теремок. 2.2 Конспект НОД по заучиванию стихотворения в средней группе (метод мнемотехника)Задачи: 1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. 2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста. 3. Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования. 4. Учить детей читать стихи выразительно. 5. Развивать поэтический слух. Предварительная работа: Наблюдение за явлениями весенней природы на прогулке. Развивающие игры, рассматривание иллюстраций с изображением весны, чтение произведений о весне. Словарная работа: Тайком, стужа, с гомоном, выстелить луга. Оборудование: Мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы. Ход непосредственно образовательной деятельности: - Ребята, послушайте загадку: Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит к нам пришла…(Весна). Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках?» ( ответы детей ) -А почему вы так думаете? ( ответы детей ) - Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна? ( ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример ). - Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны. - Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение. Написал его Самуил Яковлевич Маршак. А вот название вы узнаете, отгадав загадку: Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он вовсе стучится норы, Напевает у воды. « Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех…( Апрель). - Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется « Апрель». Физкультминутка «Весенние заботы». Дети стоят за стульчиками. Хорошо весной я знаю – хлопают в ладоши Я с друзьями птиц встречаю – упражнение птичка Лодочки в ручье пускаю – упражнение лодочка С папой грядки я копаю – имитирующие упражнение с лопатой С мамочкой цветы сажаю – упражнение цветок. Молодцы ребята, а теперь послушайте стихотворение «Апрель». (читаю стихотворение выразительно наизусть). Апрель, апрель На дворе звенит капель По полям бегут ручьи На дорогах лужи Скоро выйдут муравьи после зимней стужи Пробирается медведь сквозь лесной валежник Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. - Что вы увидели, представили, когда слушали стихотворение? (Ручьи, медведя, подснежник, лужи.) - О каком времени года это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака? - О чем вспоминал поэт, когда писал его? (о муравьях, о пении птиц, о цветах) Соскучился ли он по весне? Как мы смогли это понять? - А вы соскучились по весне? Ждете ее? Хотите выучить это стихотворение? Сегодня мы научимся легко запоминать стихи с помощью маленьких подсказок. - Как начиналось стихотворение? (Апрель, апрель.) - Как можно изобразить эти слова с помощью знаков? (Два раза написать букву А.) - Следующая строчка – на дворе звенит капель (нарисовать капельки) Таким образом, педагог вместе с детьми составляет опорную схему, записывая стихотворение с помощью знаков, предложенных детьми. - Давайте еще раз послушаем стихотворение. Вы помните, кто его автор? - Скажите, я читала стихотворение одинаково, ровным голосом или меняла его в процессе чтения? - Какие слова я выделяла? Почему? (Они очень важные, главные в этом стихотворении.) - Можно ли одинаково громко рассказывать про муравья и про медведя? Почему? - Как мы будем рассказывать о подснежнике? Какая интонация позволит нам передать это ощущение радости и нежности одновременно? - А сейчас, когда у нас есть рисунок стихотворения, прочитаем его вместе. Позволите мне начать? Хочется говорить о весне от души, ведь также, как и Самуил Яковлевич, я очень люблю весну. Я приложу руку к груди, а когда протяну ее вам, вы продолжайте. Вот так, от чистого сердца и от всей души, мы его и запомним. Звучит музыка Антонио Вивальди, дети вместе с педагогом читают стихотворение. 2.3 Конспект по заучиванию стихотворений в старшей группе М.Познанской "Снег идет"Программное содержание: · Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. · Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. · Воспитывать интерес к художественным произведениям. Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме. Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый. Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги. Ход занятия Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении» - На кормушку прилетели снегири. - На кормушку прилетели снегири. - На кормушку прилетели снегири. - Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой). Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему? - Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.). - Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка). · Вдох носом, выдох через рот. · Кратковременный. · Долгий (губы трубочкой). - Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно. (Дети садятся на стулья). - А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская. Тихо-тихо снег идет. Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог Спросит: «Кто бы это мог, Провести дорожку к нашему порожку?» (Задаю вопросы по содержанию стихотворения). - Как называется стихотворение? - Как же идет снег? - Какой снег? - Что мы сделаем во дворе? - От чего мы дорожку проведем? - Кто выйдет на порог? - Что она спросит? - Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы - рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)). - А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения). - Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.). - какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская). - А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам. ЗаключениеТаким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата. Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского "Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка".
Список литературы1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998. 2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1991. - №4. 3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. - Магнитогорск, 2002. 4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. - М., 1960. 5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981. 6. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981. 7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004. 8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004. 9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981.
12 января 2020 в 07:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.